Туризм в Баксанском ущелье

«Баксанское ущелье» — названо так по названию реки Баксан (169 км.), второй по длине после реки Малка в республике Кабардино – Балкария. Река Баксан образовалась в результате слияния трек речек – речки Донгуз-Орун-су, котрая берет свое начало с ледников Главного Кавказского хребта и речек Азау и Терскол стекающих с ледников Эльбруса. На протяжении веков река точила своими водами скалы Бокового, Скалистого, Пастбищного и Мелового хребтов до Кабардинской равнины, где и впадает в реку Малка, уже на территории Прохладненского района республики. Баксанское ущелье — одно из интереснейших и живописных уголков Кабардино – Балкарии. Это ущелье часто называют – «Жемчужиной Кавказа».

Добраться до Баксанского ущелья можно как с городов Кавминвод, так и городов Кабардино – Балкарии, доехав до селения Исламей есть поворот в Баксанское ущелье. После поворота на дорогу в ущелье , напротив с. Исламей прямо над дорогой возвышается скала Кызбурун — «Девичий мыс», по старинным преданиям, с этой скалы в реку Баксан сбрасывали неверных жен ( в переводе с тюрского — «Красный нос», по цвету скальной породы). Еще, по старинной легенде на горе Кызбурун захоронен родоначальник кабардинского народа – Кабарда Тамбиев, когда-то Адыги, под предводительством Кабарды Тамбиева пришли на эти земли и стали обживать их, с тех пор и принялось название народа – Кабардинцы.

В юго-западной части горы Кызбурун есть массив – Махогапс, в переводе с кабардинского «махуэ» — день и «гъэпс» — настраивать, что означает, при наличии или отсутствии облаков над массивом определяли погоду на день. В наши дни автогонщики в пределах этой горы, облюбовали трассы для автогонок по пересеченной местности. Такие гонки пользуются популярностью местных жителей и гостей из других регионов России.

Далее дорога идет по правому берегу реки Баксан, по предгорьям широкой долины до селения Кызбурун. Проезжая по селению на склоне предгорий видна Баксанская ГЭС, построенная в 1936 г, самая мощная на Кавказе по тем временам и обеспечивающая электричеством республику и близ лежащие регионы.

Дальше по дороге, расположено селение Заюково, протяженностью более двенадцати километров. Практически с этого селения и начинается ущелье. На правом склоне виднеются заросли различных кустарников, на левом на самой верху находится туфовый карьер. На склоне этого массива названного «Хора-Хора» (в переводе с кабардинского – «Собака и свинья») расположен завод по производству туфа. Массив «Хора – Хора» назван так из-за, сотворенных природой каменных изваяний, похожих на «кабана гонящегося за собакой».

На выезде из селения стоит пятнадцати метровый памятник – «Скорбящий горец», символизирующий скорбь народа за гибель своих сыновей в минувших войнах. За памятником есть отвод дороги в право, к селению «Кёнделен» ( в переводе с балкарского- «поперек»). Селение названо так, из-за речки, с одноименным названием «Кёнделен», которая с левой стороны впадает в р. Баксан практически под прямым углом.

Дальше по дороге, километров через пять, селение «Жанхотеко» (в переводе с кабардинского – «Балка Жанхота» – первый поселенец этих мест), по правой стороне р. Баксан, селение «Лашкута». За этими селениями Баксанское ущелье сужается, образуя на несколько километров теснину.

Далее ущелье немного расширяется и в этом месте расположено селение «Бедык». Селение основано в тридцатых годах прошлого столетия, как одно из благоприятных мест по разведению племенного рогатого скота, природа в этих местах располагает для данной отрасли с/хозяйства, но не сложилось. Сейчас на территории селения работает предприятие по обжигу и расфасовке высококачественного гипса, за счет чего, и живет местное население. Дальше по трассе идет затяжной спуск, где ниже образуется котловина с большими полянами. На одной из таких полян между селениями Бедык и Былым в праздничные дни устраиваются скачки, со всеми сопутствующими данному празднику мероприятиями.

Немного возвышаясь над низиной котловины, раскинулось селение Былым. Из селения через перевал «Ак-топрак» (2466 м.) пролегает дорога в Чегемское ущелье, построенная воинами Красной Армии в 1942 году, для обеспечения продовольствием и боеприпасами Советских солдат, зажатых в ущелье фашистами. Через р. Баксан, напротив селения на самой вершине горы, археологами обнаружен склеповый могильник IV – VIII веков. Его можно осматривать, доступ открыт.

Немного возвышаясь над низиной котловины, раскинулось селение Былым. Из селения через перевал «Ак-топрак» (2466 м.) пролегает дорога в Чегемское ущелье, построенная воинами Красной Армии в 1942 году, для обеспечения продовольствием и боеприпасами Советских солдат, зажатых в ущелье фашистами. Через р. Баксан, напротив селения на самой вершине горы, археологами обнаружен склеповый могильник IV – VIII веков. Его можно осматривать, доступ открыт.

После селения Былым, через тринадцать километров расположен районный центр Эльбрусского района Тырныауз, на северном склоне Большого Кавказа, на высоте 1115 – 1285 метров. Основан Тырныауз был в 30-х годах прошлого столетия, на месте балкарского селения «Кирходжан», В 1934 г. открытым в этих местах, месторождения вольфрамо -молибденовых руд и разрабатываемых с 1940 года. Территория занимаемая г. Тырныауз составляет 37 кв. км. с населением, по переписи 2006 года– 20.4 тыс. жителей. После Тырныауза открывается еще одна теснина – «Эль-журт», очень интересная для альпинистов. Здесь отвесные скалы высотой до 1000 м., иногда в этих местах проводятся соревнования по скалолазанию.

За тесниной ущелье вновь расширяется, склоны покрыты деревьями (березы, сосны) и различными кустарниками. Влево по дороге открывается еще не освоенное туристами одно из красивейших ущелий – «Тютю-су», а километров через двадцать от Тырныауза, в месте впадения в р. Баксан – правого притока Адыр-су и левого притока Картык, расположилось селение «Верхний Баксан». Через ущелье речки Картык и перевал Картык-ауш, можно перебраться в Малкинское ущелье на Нагорные пастбища, горячему источнику Джилы-су, турбазе «Долина нарзанов» и далее до г. Кисловодск.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here